Кантеле Ирины Шишкановой

15.01.2018 г.

К 30-летию работы в Ансамбле «Кантеле»

То, что карельский музыкальный инструмент кантеле «призывает на службу» необходимых для его жизни людей, сомнений нет. Выбор этого пути для человека просто незаметен и объясняется им самим просто; так сложились жизненные обстоятельства.

Какие это обстоятельства, если человек меняет фортепианную специализацию на постижение новой для себя сферы деятельности? Эта новая стезя «хлебная» или менее беспокойная? Ответ простой и однозначный: нет, нет и нет! И это не романтика «дальних дорог» и «юпитеров сцены»! Так что же это за инструмент, служба во благо которого забирает человека полностью, без остатка?

То, что исследователи до сих пор выдвигают одну гипотезу за другой о происхождении инструмента со «звоном серебряных струн», исполнителях на нем свидетельствует о необычности функции кантеле в обществе. Сегодня уже не секрет, что поколения кантелистов в жизни были и рунопевцами, и знахарями, а если надо было, и колдунами. Сегодня кантеле – академический народный инструмент. Но утратил ли он свою «манящую» людей силу? Судите сами.

Ирина Шишканова, а в девичестве Новикова, носитель карельского этнокультурного мировоззрения. Ее мама родилась и выросла в сердце железорудного промышленного Тулмозерья, в одной из деревень Колатсельги. Это бывшее шведско-русское пограничье, ставшее в XVIII веке карельской глубинкой, где стучали сердца людские кузнечным молотом, а из доменных печей лился серебристый металл, а трубы завода выпускали в небо смрадные тучи.

Питкяранта, где родилась и выросла Ирина, тоже промышленный уголок пограничной Карелии. Но здесь жизнь людей была уже иной: пятиэтажные благоустроенные дома, дом культуры, школы – десятилетки и. конечно же, музыкальная школа.

Для ребенка из карельской семьи очень непросто было пройти по ступенькам классического академического музыкального образования – природа несколько иная, хочется в музыке отражать не германские, австрийские или иные заморские красоты, широту русских лесов степей. Хочется волн ладожских беспокойство, солнца северного, ветров, уносящих вдаль. И этот «ветер перемен» позвал пианистку Ирину в музыкальное училище на теоретическое отделение, в Петрозаводск. Попала она на курс, где учились такие же, как она, «призывники кантеле» – Иванов Александр, Александра Сахарова, Виктор Челомбитько. Параллельно с теорией музыки Ирина постигала основы игры на кантеле. С осени 1986 года началась трудовая биография – год в ДМШ г. Питкяранта, а на следующий год в трудовой книжке появляется запись «Государственный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Как многие предшественники, начинала она с пожарно-сторожевой службы, а через два года была переведена «в артистки».

Кто был наставниками молодой кантелистки? Это легендарный кантелист Максим Гаврилов, художественный руководитель ансамбля, композитор и общественный деятель Сергей Стангрит, Кертту Вильянен и другие участники «Кантеле».

Ирина Шишканова является экспериментатором в области развития инструмента и музыки для него. Одним из первых опытов был тембровый – соединение звучания кантеле и классической гитары. Оба инструмента «слились» в гармоничном звучании. После окончания Петрозаводской государственной консерватории у кантелистки появляется свой класс не только в музыкальном училище, но и в вузе. Студентов-кантелистов в нашей республике всегда было немного, но все ученики Ирины лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов, где сотрудничала с представителями различных композиторских и исполнительских школ в жанре народной музыки: композитор, народный артист России Вадим Давидович Биберган, Президент Академии народнй музыки народный артист России В. Круглов, профессор, лауреат Международных конкурсов А. Горбачев, заслуженный деятель искусств России, дирижер Виктор Акулович, заслуженный артист России В. Маляров, К. Шаханов, С. Борисов, П. Козинский и А. Репников и другие.

Творческая жизнь в «Кантеле» вокруг Ирины Шишкановой всегда «бурлила белым ключом» – она создает новую просветительскую программу для детей «Волшебный сундучок»; как композитор и исполнитель выпускает программы «Брусничный дождь» и «Куда плывут облака»; печатает нотный сборник; записывает CD – диск «Озерный край». На диске собраны произведения за весь период творческой исполнительской и педагогической деятельности (авторские, обработки) И. Шишкановой. Конструкции кантеле, на которых она играет, многообразны – от диатонического инструмента до электрокантеле, сольные произведения для хроматического инструмента (прима, альт) и в различных инструментальных составах. Музыка включает весь жанровый спектр – от соло кантеле до произведений с симфоническим оркестром. Высокую оценку созданных композиций Ирина Шишканова получила от членов карельского союза композиторов Вячеслава Кошелева и Татьяны Кончаковой.

Особо необходимо обратить внимание на ее вклад в эксперименты в области создания новых конструкций хроматического кантеле. Инновационный вклад в развитие конструкции и строя инструмента внес мастер, изобретатель Виктор Евгеньевич Челомбитько. Таких инструментов было сделано несколько видов – пикколо, прима… И сейчас Ирина Шишканова играет на кантеле конструкции В. Е. Челомбитько. Мастер ансамбля «Кантеле» Александр Фролов тоже занимается усовершенствованием конструкций инструмента. Ирина – эксперт этого направления деятельности Национального ансамбля пени и танца Карелии «Кантеле».

За плечами кантелистки, заслуженной артистки России и Карелии Ирины Владимировны Шишкановой более трех десятилетия трудовой, творческой деятельности. В чем же значение ее деятельности для развития инструмента и музыки для него? В слиянии идей предшественников – артистов, мастеров – конструкторов инструмента, педагогов с современной музыкальной культурой не только Карелии и России. Эта деятельность многогранна: исполнительская, композиторская, педагогическая, просветительская, экспертная… Музыкант И. В. Шишканова приняла на свои плечи судьбу инструмента и интересно и красиво развила ее за годы творчества.

В ее судьбе сейчас пора подведения первых итогов деятельности. Зачем? Каждый дом опирается на фундамент. Ее жизнь – это завершение основательного фундамента академического инструмента кантеле. Далее – надо возводить не дом, а Дворец Кантеле, успехов Вам, Ирина Владимировна, в этом нелегком деле!

Музыковед, фольклорист, исследователь-инструментовед,

заслуженный деятель искусств Республики Карелия И.Б. Семакова